Установки и поведение, новинка

Опубликовано: 9.9.2017
личность: установки и поведение

Вхождение человека во внешний мир предполагает отражение социальной жизни, контекст самосознания осознание себя в социуме, тех социальных личностных отношений, которые порождаются окружающей средой. Сознание не только объектов, а и их свойств и связей, их значимости для себя и общества, создает условия для актуализации социально-психологических механизмов развертывания целенаправленного взаимодействия.

Формой самосознания является осознание человеком собственного достоинства (понятие, выражающее представление о ценности любого человека как личности). Подтверждение и утверждение своего достоинства - залог благополучия личности во взаимодействии с другими людьми.

Самосознание личности становится важным фактором становления и самосовершенствования индивида в структуре социальных отношений; это сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью самой себя в многочисленных ситуациях взаимодействия с другими людьми и осмыслении себя как субъекта действий, чувств, поведения, позиции в социуме .

Самопознание является результатом и предпосылкой самосознания, но к ней не сводится: личность может осознавать себя и свои действия, одновременно не знать сущности своего «Я». Самопознание, таким образом, входит в структуру самосознания, которая является способностью личности непосредственно самой утверждаться, воспринимать себя сбоку, рефлексировать по поводу собственных возможностей.

Самопознание всегда опосредствованно отражением внешнего мира, представленного в совместной деятельности и союзе с другими людьми. Богатство процесса познания личностью самой себя зависит от условий и возможностей объективной действительности. Ограниченность социальных контактов и связей, отсутствие возможности получить обратную связь, а следовательно, и обратную информацию тормозит самопознание.

Социальная психология трактует рефлексию как форму осознания действующим субъектом (лицом или сообществом) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими людьми и группами.

Один из центральных структурных компонентов самосознания - самооценка, которая предусматривает оценку личностью самой себя, собственных возможностей и качеств и своего места среди других людей. Она является важным регулятором поведения личности, ее отношений с социальным окружением, ее критичности, требовательности к себе и другим. Самооценка влияет на способ создания социальных контактов и групповых отношений, их продолжительность и эффективность.

Самооценка личности является динамичным образованием, она изменяется в соответствии с уровнем социального благополучия индивида. Высокая оценка себя и своих возможностей способствует личностному росту, самоутверждению в социуме и структуре групповых отношений.

В таком понимании рефлексия - это процесс зеркального отражения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение особенностей друг друга.

А. Бандура объединил все эти исследования в концепцию самофинансирования эффективности: чувство собственной компетентности и эффективности. Оно отличается от самоуважения и чувства собственного достоинства.

Концепция самоэффективности , научное толкование мудрости, которое содержится в позитивном мышлении. Люди, наделенные высокой самоэффективностью, настойчивее и менее тревожные, лучше учатся и меньше склонны к депрессиям. Также доказано, что дивиденды приносит оптимистическая вера в собственные возможности.

Как следствие у человека возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность, а это определенным образом сказывается на групповых отношениях.

С одной стороны, осознание человеком собственного достоинства является одним из способов осознания своей ответственности перед собой как личностью, а с другой - достоинство личности требует и от собеседников уважения к ней, признание за индивидом соответствующих прав и возможностей. Благодаря чувству собственного достоинства человек осознает себя как индивидуальную реальность, как самодостаточную личность.

Низкая самооценка, наоборот, мешает индивидуальному росту, тормозит раскрытие индивидуальности, вызывает формирование комплексов, которые затрудняет процесс отношений (комплекс неполноценности - преувеличеное чувство собственной слабости и несостоятельности; комплекс превышение - тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные качества и способности и т. п ).

С самооценкой связывают феномены ложного консенсуса и уникальности. Тенденция переоценивать распространенность какого-либо мнения, нежелательного или неэффективного поведения носит название эффекта ложного консенсуса, а тенденция недооценивать тот факт, что способности или желательное эффективное поведение получили широкое распространение, называется эффектом ложной уникальности.

В социальной психологии самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Итак, можно сказать, самооценка объединяет оценки других, принятые личностью как собственная программа поведения. Благодаря способности самооценки человек приобретает возможности в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои поступки и действия, самовоспитывать и совершенствовать себя.

Одним из уровней развития самосознания личности является самоконтроль, который предусматривает осознанное, волевое управление своей психической жизнью и поведением в соответствии с « Я» - характеристикой, ментальностью, ценностно-смысловой, мотивационной и когнитивной сфер. Способность к самоконтролю определяется требованиями социума к поведению личности и предусматривает возможность индивида как активного субъекта осознавать и контролировать ситуацию. Показателем зрелости и культуры личности является уровень развития самоконтроля.

Результаты многочисленных исследований показывают, что люди с чувством собственного достоинства счастливее, им меньше свойственны невротизм и склонность к наркомании и алкоголизму. Вместе с тем тот, кто считает себя компетентным и результативным, находится в более выгодном положении.

Самосознание связано со способностью к рефлексии ( лат. Reflexio- обращение назад, отражение) процесса познания субъектом собственных внутренних психических актов и состояний. Рефлексия охватывает не только знание субъекта о себе и своей деятельности, но и представление о том, как он и его деятельность воспринимаются другими.

В этом случае предметом осознания является интеллектуальная, эмоциональная деятельность, направленная на познание самого себя, той внутренней информации, которая дает возможность объяснить, почему человек выбирает тот, а не другой способ поведения.

Источник: http://promo-cons.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться